Представители династии дорожников рассказали, как строили дороги в Карасуке.

Около сотни лет Ощепковы строят дороги в Карасукском районе. Профессиональный праздник – День работников дорожного хозяйства - для отца и сына Геннадия Александровича и Александра Геннадьевич уже семейный.

- Куда по нашему району не еду, радуюсь, везде наши дороги. Пока я работал в дорожном хозяйстве, мы грунтовые подняли и большинство из них в асфальт «одели», — гордится достижениями коллектива дорожного предприятия ветеран труда, бывший начальник ДРСУ Геннадий Ощепков. Его фамилия внесена в районную Книгу Почета, а пару лет назад он стал Почётным жителем района. И сейчас знает о том, какие дороги ремонтируют, а какие на особом контроле. Всё потому, что Геннадий Александрович некогда сам продолжил династию и привил интерес к строительству дорог своему сыну, который и возглавляет данное предприятие.

Нашёл себя в механизации.

Геннадий Ощепков был бы геологом, даже окончил Кемеровский техникум, получил специальность техника-геолога, но судьба распорядилась по-другому. Сильно заболел отец-фронтовик, прораб дорожного предприятия Александр Иванович Ощепков, быстро ушёл из жизни. Сын не мог оставить маму без поддержки и принял решение осесть в Карасуке. В 1959-м пошёл работать в дорожную организацию. Начал с низов — обычным дорожником. Потом был мастером. Но не то: хотелось работать с техникой. Потому окончил Свердловский автодорожный техникум по специальности — механизация. И до 1971 года был механиком. Это время начала бурного подъема дорожного строительства в районе и стране.

- К нам пришла новая техника — грейдер-элеватор, это землеройная машина с дисками. Получили её одни из первых в области. А какая производительность?! Благодаря ей мы подняли все дороги. Тогда направили её в Ново-Карасук, к самой границе: будет работать или не будет? Не известно ж было, — рассказал дорожник к сорока пятилетним стажем.

На грейдер-экскаватор посадили тракториста, через три-четыре дня приехали и удивились: вместо грунтовой дороги — насыпь из земли высотой в полтора метра и шириной в десять. Потом выпросили ещё одну машину, так и пошло: дороги строили в районе круглосуточно. И первая появилась от Ново-Карасука до Студёного.

Неуёмная энергия.

Потом Геннадий Александрович возглавил предприятие: «Я захватил удивительные этапы: 70-е — начало мощного технического прогресса, мы поднимали насыпи и щебенили их, 80-е — золотой век советской эпохи, появился асфальт. И за что лупили Ощепкова? Мы не успевали осваивать деньги. А столько работы, планов. Я уже в декабре знал: сколько должен положить дорог. Подсохло весной — мы уже строим».

Под руководством дорожника со стажем до 75-го коллектив поднял оставшиеся дороги по главным направлениям, и начал их щебенить, в конце этого десятилетия в районе открыли асфальтовый завод. Только успевали планы выполнять: первое современное покрытие легло на дороги в городе. Неуёмной энергии Ощепкова хватало не только руководить коллективом в сто человек, но и внедрять новые технологии, даже не просить, а требовать для своего хозяйства самую современную и производительную технику. Так к имеющемуся асфальтовому заводу приобрели другой, немецкий, который работал на гудроне. Это упростило строительство, потому что с этим материалом можно было работать при меньшей температуре нагрева, был намного дешевле битума. Потому строители в районе много дорог положили на гудроне. Работали и на грунтосмесительных машинах: техника идёт по струне, снимает слой грунта, перемешивает его с цементом и кладёт полотно, а сверху — асфальт.

Тогда работа дорожников была на контроле Райкома партии, Ощепков мог обратиться с любой просьбой, и помощь шла со всех сторон. Один звонов — к ним из РТПма приходили самосвалы или директора совхозов вникали в планы дорожников.

- Помню, в Студёное грунтовая дорога шла то влево, то вправо. Директор мне: «Давай прямо!» — «Убирай кукурузу». Поле освободили, так мы сделали её прямую. Также на Калиновку: вырубили лесок и пустили полотно параллельно стальной магистрали. Тогда интересно было работать. Сейчас куда ни еду — радуюсь, что везде наши дороги, — не скрывая улыбки, сказал бывший руководитель.

Ему приятно, что гарантийный срок этих асфальтовых дорог был десять лет, и они лежат с 80-го, а при своевременной поверхностной обработке, которую не всегда покрытие видело в 90-х, и сейчас бы не теряли своих качеств.

С разрухой в стране началось смутное время для Геннадия Александровича. Как говорит, что строили мало, материалов уже не выпросишь, а потом пережили разделение, акционирование предприятия. И обидно профессиональному дорожнику, что щебёночная насыпь, которая в советское время считалась переходным тип покрытия под асфальт, начала восприниматься как полноценная дорога.

С сына отчёт по полной.

Фраза, где родился, там и пригодился — это про Ощепковых.

Дорожник, который некогда пошёл по стопам отца и заменил его деревянные мосты через реки на железные, гордится тем, что династию дорожников продолжил его сын Александр. Мальчишка с малых лет часто бывал с отцом на работе, чтобы не мешать в кабинете, свободно прогуливался по территории, с увлечением интересовался техникой, краем уха слышал разговоры мастеров. Потому к окончанию школы уже был «в теме»: как строить дороги, как работает мудрёный асфальтозавод и зачем каток? Потому и поступил в Омский дорожный институт на факультет механизации. Вернулся в Карасук и пошёл механиком к отцу на работу. Но, как говорит Геннадий Александрович, спрос с него был строже. Сейчас Александр Геннадиевич сам возглавляет отцовское предприятие.

- Рад, что он продолжил моё дело. Я ушёл на пенсию в 2004-м, району и сыну оставил хорошие дороги, — шутит ветеран труда. И добавляет. — Приезжает ко мне — и отчёт по полной: где и что строят. Мне же интересно не только, как у сына дела, но и чем коллектив дышит. Ему бы те темпы, что в моё время, во всём районе были бы качественные дороги…

Александр Геннадьевич до сих пор возглавляет предприятие, на котором работал всю жизнь. Здесь же трудится его супруга Наталья. В начале сентября он отметил свой очередной и один из самых значимых юбилеев, его поздравил отец-дорожник, коллеги, руководители АО «Новосибирскавтодор» и директора филиалов, вручили Почетную грамоту за многолетний добросовестный труд. но до сих пор Александр Ощепков считает самым важным своим экзаменатором отца и директора ДРСУ советского периода Геннадия Александровича Ощепкова. Дороги для них — это главная тема для разговора, даже за семейным столом.

Автор: Ольга Левина