Пропускная способность и безопасность дорог складываются из множества деталей. Ежегодно для улучшения этих показателей выполняется комплекс мероприятий на автодорогах разного значения, например, устанавливаются сигнальные столбики, модульные надземные пешеходные переходы, меняются режимы работы светофоров, обустраиваются надземные переходы и проч. О том, какие нововведения, влияющие на качество и время проезда, применяются на трассах за пределами населенных пунктов и на улицах в городах в качестве эксперимента, читайте в обзорном материале портала «ДорИнфо».
Резина против железа: какие катафоты останутся на трассах

Что такое катафот? Это светоотражающие элементы красного цвета, в нашем случае установленные на дорожном ограждении. В большинстве своем они сделаны из железа. В качестве эксперимента на федеральной трассе М-5 «Урал» в Челябинской области ведется установка катафотов нового поколения. Их принципиальная разница со «старожилами» заключается в материале - их делают из резины. Данные работы будут проведены на отрезке с 1800-го км по 1871-й км автодороги М-5 «Москва - Челябинск».

«Мы выбрали экспериментальный участок исходя из рельефа местности, наличия аварийно-опасных мест и подходящих к концу срока службы железных катафот. Эксплуатация в наиболее суровое время года - осенне-зимний период - наглядно продемонстрирует преимущества современных светоотражающих элементов. Из опыта работы известно, что металлические катафоты во время аварий мнутся и не подлежат восстановлению, резиновые же должны восстанавливать первоначальную форму», - сообщил специалист по содержанию автомобильных дорог АО «УралАвтодор» Александр Курачев.

Планируется, что новые катафоты появятся еще более чем на 70 км автодороги М-5 «Урал». Они призваны снизить вероятность аварийных ситуаций, привлечь внимание водителей, а также помочь ориентироваться на трассе в темное время суток и во время неблагоприятной погоды. При положительном результате эксперимента резиновые катафоты будут установлены на федеральных трассах М-5 «Урал» и P-254 «Иртыш» от границ Республики Башкортостан до границы Казахстана.

По данным, которые предоставили порталу «ДорИнфо» в пресс-службе компании АО «УралАвтодор», проводящей данный вид работ, кроме того, что резиновый катафот можно использовать повторно после ДТП, «новый» светоотражающий элемент дешевле, чем его «коллега».

Касательно аналогичных экспериментов на других трассах федерального значения, в пресс-службе Росавтодора пояснили порталу «ДорИнфо», что в настоящее время вопрос установки резиновых катафот на барьерном ограждении рассматривается на вышеупомянутом участке трассы М-5 «Урал» в черте Челябинской области, а также на дорогах Р-242 «Пермь - Екатеринбург», Р-176 «Вятка», Р-243 «Кострома - Киров - Пермь», А-153 «Нытва - Кудымкар» в Пермском крае, Республике Удмуртия, Кировской области и Республике Коми. При этом в ФДА отмечают, что масштабное внедрение вновь используемых технических средств, являющихся частью дорожной инфраструктуры, обеспечивающей безопасность движения на автомобильных дорогах, должно осуществляться только по согласованию с ГУ ОБДД МВД РФ.

В стороне не остаются и региональные дороги. По данным пресс-службы Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области, на трассах регионального значения в Подмосковье светоотражающие катафоты устанавливают преимущественно на осевой разметке неосвещенных участков, крутых поворотах и виражах для привлечения внимания водителей в условиях ограниченной видимости в темное время суток, а также при неблагоприятных погодных условиях.

«Катафоты снижают вероятность выезда на полосу встречного движения - следовательно, снижают риск возникновения аварий при попутном столкновении автотранспорта. Всего в Московской области планируется оборудовать 80 тысячами катафотов 600 участков дорог длиной 160 км. На сегодняшний день на дорогах региона установлено 75 % от общего объёма - 61,5 тысяч катафотов. Ввиду того, что в этом году подобные мероприятия по установке катафотов на осевой разметке проводятся на территории области впервые, результаты можно будет оценить в следующем году», - пояснили «ДорИнфо» в МТДИ Подмосковья.

Разметка в цвете

«Вафельная» желтая разметка в качестве эксперимента была на нанесена на перекрестках в Москве еще несколько лет назад, в этом году такой тип разметки уже в соответствии с ПДД появился на улично-дорожной сети и в других крупных городах страны, в частности, в Санкт-Петербурге и Красноярске.

Как пояснили порталу «ДорИнфо» в МКУ Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства», разметка под номером 1.26 призвана разгрузить перекрестки крупных городов. С помощью желтой «вафельницы» выделяется участок, на который запрещается выезжать, если впереди образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения в поперечном направлении. Впервые в Красноярске подобный вид разметки был применен на перекрестке улиц Вейнбаума и Карла Маркса, второй раз - на перекрестке улиц Марковского и Вейнбаума. Планы работ на следующий год будут определены в конце текущего года.

«При проезде перекрестков водитель обязан спланировать и организовать свои действия таким образом, чтобы не задерживаться (не останавливаться) на участке, который обозначен разметкой «вафельница». В противном случае, он нарушит Правила. Данный вид разметки помогает регулировать заторовые ситуации на перекрестках с интенсивным автомобильным трафиком», - пояснили в пресс-службе администрации Красноярска. Для проведения работ по нанесению «вафельной» разметки на перекрестке в Красноярске перекрывали движение на участке в ночное время. Силами бригады рабочих «вафельница» из холодного термопластика была нанесена за 4-5 часов.

В Санкт-Петербурге «вафельница» в этом году впервые появилась на трех перекрестках города. Об этом порталу «ДорИнфо» сообщили в СПб ГКУ «Дирекция по организации дорожного движения Санкт-Петербурга». Адреса были включены исходя из показателей загруженности перекрестка: образование заторов в утренние либо вечерние часы, а также наличия камер наблюдения. Речь идет о пересечении Коломяжского и Богатырского проспектов, перекрестка Светлановского проспекта и улицы Орбели, Полюстровского и Пискаревского проспектов. «Соблюдая требования данной разметки каждый из участников дорожного движения внесет свой вклад в увеличении пропускной способности улично-дорожной сети», - считают в Дирекции по организации движения города.

На дорогах страны в нескольких регионах есть и обычная горизонтальная разметка, но отличающаяся от привычной маркировки желтым цветом. Данный эксперимент основан на опыте стран Скандинавии. По информации Департамента транспорта и дорожного хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа, в зимнее время белая разметка на фоне снега практически не видна, в то время как желтые полосы лучше воспринимаются водителями, особенно при неблагоприятных погодных условиях. В нашей стране впервые опыт нанесения подобной разметки был опробован в 2017 году на федеральной трассе Р-21 «Кола» и на дорогах в Республике Карелия. В этом сезоне ее планируют нанести в ЯНАО на дороге «Лабытнанги - Харп». Об этом «ДорИнфо» сообщили в пресс-службе Департамента транспорта и дорожного хозяйства ЯНАО. Кроме того, в прошлом году желтые линии были нанесены на дорогах в Красноярском крае. В этом году желтая разметка появилась на участках 13 региональных трасс в Ленинградской области. Также в этом году планировалось такой вид разметки нанести в Республике Алтай на трассе Р-256 «Чуйский тракт».

 

Информационный портал ДорИнфо, Анастасия Ярославцева