Причины возникновения дефектов покрытия Димитровского моста в элементах основания и жёсткой эксплуатации. АО «Новосибирскавтодор» готово отстаивать свою позицию в суде.

02.03.2018 г. между МКУ «УДС» и АО «Новосибирскавтодор» был заключен муниципальный контракт на выполнение мероприятий по приоритетному проекту «Безопасные и качественные дороги» на улицах города Новосибирска.

В рамках исполнения Контракта, АО «Новосибирскавтодор» c 13.05.2018г. по 21.05.2018г. выполнило работы по устройству верхнего слоя асфальтобетонного покрытия из щебеночно-мастичного асфальтобетона (ЩМА-20) на мостовом переходе через р. Обь (Димитровский мост).

Работы были выполнены Подрядчиком в соответствии с требованиями проектно-сметной и нормативно-технической документации, а также условиями Контракта.

Выполненные работы приняты Заказчиком без замечаний, о чем свидетельствуют двусторонне подписанные акты. Со стороны строительного контроля, проведенного независимой организацией, отступлений от проекта и замечаний не выявлено.

В соответствии с пунктом 8.1 Контракта гарантии качества распространяются на все конструктивные элементы и работы, выполненные Подрядчиком по настоящему Контракту.

01.06.2018 г. в ходе мониторинга Объекта специалистами службы строительного контроля АО «Новосибирскавтодор» на участке ПК 30+30 – ПК 36+60 (Димитровский мост) были выявлены разрушения покрытия из щебеночно-мастичного асфальтобетона.

О результатах проведённого обследования МКУ «УДС» уведомили письмом.

08.06.2018 г., состоялся совместный выезд на Объект представителей МКУ «УДС» и АО «Новосибирскавтодор» в целях комиссионного обследования Объекта.

В ходе комиссионного обследования представитель АО «Новосибирскавтодор» выразил мнение о том, что причиной образования дефекта является разрушение бетонного основания под воздействием воды, проникающей через покрытие (покрытие из ЩМА-20 не обладает гидроизолирующими свойствами), и динамических нагрузок от транзитного транспорта.

Это мнение подтверждают результаты независимой строительно-технической экспертизы, представителями ФГБОУ ВО СГУПС.

Экспертным заключением ФГБОУ ВО СГУПС установлено, что причиной возникновения дефектов, проявившихся на уложенном покрытии Димитровского моста являются повреждения конструктивного элемента, являющегося основанием, вследствие многократного повторения циклов «замораживания – оттаивания» в уровне гидроизоляционного слоя, связанного с наличием на нем локальных неровностей вогнутого профиля – мест застоя воды. На указанное основание не распространяется действие гарантийных обязательств подрядчика, что является обстоятельством, освобождающим подрядчика от гарантийных обязательств.

Однако, несмотря на отсутствие своей вины в возникновении дефектов на Объекте, в целях обеспечения безопасности дорожного движения, исключения спора с Заказчиком и поддержания положительной деловой репутации Подрядчика, АО «Новосибирскавтодор» добровольно приняло на себя обязательство по устранению выявленных дефектов. 

Работы по устранению дефектов были выполнены 16 и 17 сентября 2018 г. в полном объеме и с должным качеством. Результат работ освидетельствован и принят Заказчиком, что подтверждается актами освидетельствования работ.

20.04.2021г. в результате комиссионного обследования объекта с участием представителей ФКУ «Сибуправтодор», Минтранса НСО, МКУ «УДС», Общероссийского Народного фронта (ОНФ) и представителя АО «Новосибирскавтодор» на асфальтобетонном покрытии были обнаружены и зафиксированы в Акте дефекты в виде колейности на левой полосе (вдоль ТЭЦ-3), на перекрестке с ул. Ленина – левая, средняя полоса, на спуске на ул. Фабричная (за путепроводом), на подъеме с ул. Фабричная (перед путепроводом).

В ходе комиссионного обследования, а также непосредственно в Акте о выявленных дефектах, представитель АО «Новосибирскавтодор» выразил мнение о том, что причиной образования дефектов является многократное превышение фактических нагрузок от транспортных средств над расчётными, выполненных проектной организацией.

Согласно пункту 8.2 Контракта, гарантийный срок для верхнего слоя асфальтобетонного покрытия составляет 4 года, с момента (даты) подписания сторонами Акта приемки объекта в эксплуатацию.

В период с 13.09.2021 г. по 30.09.2021 г. специалистом, соответствующим перечню профессий и должностей, связанных с организацией дорожного движения, и квалификационным требованиям к ним в соответствии с Приказом Минтранса России от 28 июня 2020 года № 260, был подготовлен отчёт о выполнении работ по учёту интенсивности движения на участке улично-дорожной сети г. Новосибирска №30/09/2021-01 от 30 сентября 2021 года.

Общая интенсивность по каждому из направлений составила:

  • на левый берег – 41 112 авт./сутки
  • на правый берег – 52 207 авт./сутки

Расчётное значение максимальной суточной интенсивности в течение года составляет:

  • на левый берег – 63 503 авт./сутки
  • на правый берег – 80 642 авт./сутки

Пункт 10.2 4 отраслевого дорожного методического документа 218.6.029-2017 (ОДМ 218.6.029-2017) «Рекомендации по установлению гарантийных сроков конструктивных элементов автомобильных дорог и технических средств организации дорожного движения» гласит: «В случае роста среднегодовой суточной интенсивности движения автомобилей более чем на 25% по сравнению с расчетной, установленной в процессе проектирования, необходимо уточнить гарантийный срок…».

Однако в проектно-сметной документации, по которой выполнялись работы, расчёт интенсивности автомобильного движения отсутствует.

Соответственно пункту 6.5 ОДМ 218.6.029-2017, при ремонте покрытий автомобильных дорог слоями из асфальтобетона при интенсивности движения транспортного потока на полосу движения более 15000 авт./сут. рекомендуется принимать гарантийный срок 2 года.

Очевидно, что в период гарантийного срока, установленного Контрактом, на верхнем слое покрытия, при интенсивности движения в 3-5 раз превышающей нормативную, неизбежно появление деформаций и разрушений покрытия. Причиной образования дефектов является не качество работ подрядчика, а естественный абразивный износ верхнего слоя дорожного покрытия, обусловленный фактической интенсивностью движения транспорта.

Следовательно, несмотря на то что дефекты появились в пределах гарантийного срока (не обосновано установленного в контракте без учета фактической интенсивности движения и требований нормативно-технической документации к установлению гарантийных сроков), согласно заключению строительно-технической экспертизы, выполненной ФГБОУ ВО СГУПС, эти недостатки не связаны с некачественным выполнением Подрядчиком АО «Новосибирскавтодор» работ.