По результатам сравнительного анализа изменений №2 к СП 78.13330.2012, действующих с 20 ноября 2021 года с требованиями нормативных документов, действующих на территории Российской Федерации, сотрудники управления качества и технологий АО «Новосибирскавтодор» выявили противоречия, вносящие неопределенность в сферу действия свода правил и способные повлиять на качество выполнения дорожно-строительных работ.
Например, единовременное соблюдение всех требований при выборе фракции крупных заполнителей для бетонов, изложенных в пункте 14.1.4 СП 78.13330, невозможно поскольку предлагается руководствоваться ГОСТ 32703 предписывающим использование щебня фракций и смесей смежных фракций 4-8 мм, 8-16 мм, 4-16 мм и ГОСТ 26633-2015 где разделом 4.7 регламентировано применение щебня фракций 5-10 мм, 10-20 мм, 5-20 мм по ГОСТ 8267. Применение для бетонов покрытий щебня фракций и смесей смежных фракций от 4 до 8 мм, св. 8 до 16 мм, от 4 до 16 мм по ГОСТ 32703, приводит к росту стоимости бетонной смеси на 3% и нарушению требований пункта 14.1.4 СП 78.13330 и пункта 8.37 СП 34.13330, а также требований ГОСТ 26633. В свою очередь, результатом применения щебня фракций и смесей смежных фракций от 5 до 10 мм, св.10 до 20 мм, от 5 до 20 мм по ГОСТ 8267, также является риск нарушения требований пункта 14.1.4 СП 78.13330.
Так же специалисты управления качества и технологий АО «Новосибирскавтодор» отмечают противоречие СП 34.13330.2021 требованиям ГОСТ Р 59120-2021, ГОСТ Р 58401.5-2019, ГОСТ Р 58406.1-2020 и ГОСТ Р 58406.2-2020 в части назначении толщины конструктивного слоя дорожной одежды из асфальтобетона и щебеночно-мастичного асфальтобетона с номинально максимальным размером зерен не более 11,2 мм.
Кроме этого, в процессе производственной деятельности АО «Новосибирскавтодор столкнулся с некорректным определением расхода материалов для устройства подстилающих слоев дорожной одежды, слоев основания, связанных с недостатками в нормативной документации. Например, расход песка согласно нормативным требованиям определяется без учёта модуля крупности по единому коэффициенту относительного уплотнения. При анализе статистических данных по фактическим коэффициентам относительного уплотнения определено, что реальный коэффициент относительного уплотнения песка составляет в среднем 1,44. При этом, несмотря на то, что п. 10.2 СП 78.13330.2012 «Автомобильные дороги» допускает определение фактического коэффициента относительного уплотнения, эксперты ФАУ «Главгосэкспертиза России» предлагают опираться на нормативные данные, что приводит к некорректному определению стоимости работ. Таким образом, возникает необходимость пересмотра положений свода правил.