Власти уже озвучили список дорог, которые будут ремонтировать летом. В Новосибирске это часть улицы Гоголя, Бердское шоссе, Фабричная, Большевистская. Сезон укладки асфальта стартует буквально через пару месяцев, а вообще дорожники работают круглый год. В морозы они чистят дороги от снега и спасают водителей, застрявших на трассах, весной отводят талые воды. Корреспонденты НГС выехали в Ордынский район и поговорили с тремя дорожниками, которые рассказали о круглогодичной работе «в полях», запахе асфальта, плохом настроении водителей и признались в любви к Крыму.
Сергей, 47 лет, начальник участка, работает 23 года: «Даже не знаю, где моя любимая дорога. Здесь, с одной стороны, удобнее, красиво, но связи нет. Зато никто не беспокоит.
Летом тяжело, многие давно уже ушли. Остальные к жаре привыкают. Но ладно жара, но вот асфальт — это же ещё и вонище. За зиму отвыкаешь, а когда этот запах чувствуешь, сразу понятно, что весна пришла. (Смеется.) Листики, конечно, тоже ощущаем. После зимы снег сходит, у дороги вид плохой, а потом травка лезет, дорога преображается, красиво. Потом и летом ко всему привыкаешь, не замечаешь. Осень — листья желтеют, красиво, но потом привыкаешь и к этому.
Кремами летом не мажемся, непривыкшие. Суровые сибиряки мы, это не для мужчин.
Если бы была усталость, в час ночи бы не ложился. Ходишь-ходишь, потом раз — по телевизору что-то интересное. Потом спать пора, а уже на работу. Вчера смотрел про следователей, не помню, как называется фильм.
Иной раз без матерков не понимают. Говоришь так, а он всё равно сделает всё ровно наоборот. Поматеришься, тогда смотрю — делает как полагается.
Сыну сейчас 27 лет. Не зову к себе, он не сможет, он не может долго работать на одном месте, он сильно подвижный. Свадьбу надумал как-то не вовремя. Деньги собираем помаленьку, тысяч 150 уже насобирали. Невестка хорошая, спокойная. Внуки — да, уже пора. И мальчика, и девочку охота. Я у мамы мальчик, сын у меня, а девочки нет.
У наших рабочих должна быть готовность к работе в любое время. Человек лег спать, начало дуть или снег пошел — дежурный его поднимает, человек должен выйти и пойти работать. Семья уже на второй план уходит. Когда праздники — договариваемся, у этих он сегодня, у других — завтра. А так все на телефоне.
Люди возмущаются, когда дорогу ремонтируют. Тут столько услышишь про себя. Да как мы реагируем? Просто отворачиваешься и идешь дальше. Много чего говорят. (Смеется.) А куда денешься, ночью можно работать только в освещенном месте, а на трассе темно.
До того, как начинал работать, было много моментов с погибшими. Ехала КДМ как-то, навстречу пьяные, в отвал въехали.
Опасность со временем притупляется. С одной стороны — это хорошо, он уже и ближе к обочине чистит, прижимается, более-менее уверен. Но вообще может быть всякое. При мне мелочь, можно сказать, — в стоячую технику или маленько помяли легковушку.
Я радиолюбитель. Магнитофоны автомобильные раньше ремонтировал, люблю разбирать. Хочу в Крым съездить. Куда именно — не знаю, на море, по историческим местам. Вообще был в Ялте лет 20 назад, в Грузии, в Белоруссии, в Шушенском. Еще при коммунистах это все было — тогда путевки давали.
Усталость — это нормально, но в отпуск сходил две недели, и дальше. Но ты хоть и в отпуске, но все равно телефон не выпускаешь из рук. Иногда ночью спишь, звонят — ты собрался и пошел.
Молодежь приходит. Если что-то плохо делают, чтобы в следующий раз не отлынивали, для них работа есть. Это когда тротуары где-то не успевали зачищать, натоптали люди. Вот этот снег они раздалбливают. А самое легкое для нас — это ездить после выходных знаки подправлять, где-то поставить. Сейчас трубы открывать водопропускные нужно будет. Лопатой, прямо вниз спускаются и кидают люди».
Иван, 28 лет, работает мастером: «Я даже не знаю, что здесь можно рассказать интересного. Вот наша технология. Грубо говоря, это специальный нож, к нему приварены зубья под углом 45 градусов, поэтому намного эффективнее уборка.
Я местный, живу здесь недалеко, в Ордынском. Вообще закончил Академию водного транспорта. Вообще гидротехник по образованию. Набережную строил в Самаре, там красиво. Потом кризис, платить перестали, сюда приехал, позвали, я пошел. Родители тоже здесь. Женился я недавно, месяц назад свадьба была.
Летом интереснее, всё-таки на дороге, потому что строительство. Хоть и жара, асфальт горячий. Никак не спасешься. Раздеться нельзя, потому что нужно всегда быть в спецодежде. Романтика есть, конечно. Спасать людей. Чтобы они проезжали, чтобы всё нормально было. Вот этой зимой фуры. В последний раз фура упала в кювет с мясом — люди три дня там сидели. Мы технику подогнали, мясо перегрузили. Людям чай, из магазина печенюшки какие-нибудь.
Нравится, когда спасибо говорят: чувствую удовлетворение. Мне хорошо, когда всё чисто, расчищено, вся дорога обработана. На погоду не злюсь. Не было бы плохой погоды, не было бы работы зимой, дома сидели бы. Но в морозы едешь и думаешь, что лучше бы никого там не было, никого не нужно было спасать. За три моих года печальных случаев на моей памяти не было, всем пока смогли помочь.
У нас дорога есть, на Алтай идет, там постоянно косули перебегают. На уазике едешь ночью, она остановится, на нас посмотрит, потом отбежит тихонечко в сторону. Когда успеваешь, сфотографируешь. Зайцы, лисы, бывает, по обочинам.
Нашу профессию можно со стройкой, наверное, только сравнить. Это если летом. А зимой — скорее со спасателями.
Я же мастер, получается, руковожу процессом, но иногда не успеваем. Можно и асфальт вместе покидать. Или эксцессы какие-нибудь, например машина подходит к укладчику, мимо просыпает кучу большую, приходится оперативно ее раскидывать.
Бывает, подумаешь про себя, что уйти, — летом, когда совсем тяжело допоздна, сутки, с 12 до 12 усталость накапливается. Но потом проходит. Так что пока держимся. Бывает и в час, и в два, и в три, когда объект надо закончить, а сроки поджимают. Сначала жена говорила: "Где ты, почему так долго?". А где я? На работе. Вот когда дожди — отдых получается.
Да как отдыхать? Сейчас уже больше спать охота, лежать — телевизор включить и смотреть. Хотя подождите, нет, я же на лыжах бегаю постоянно. (Смеется.) Там у меня база рядом с домом.
Самое сложное с коллегами — как-то смотивировать, найти слово подходящее. Иногда нужно заставить ночью выйти, звонишь в час ночи. Автобусы, школьные маршруты. Но люди у нас понимающие. Иногда, конечно, нужно поуговаривать, но в основном встали, пошли.
Иван жалеет, что сейчас в ДРСУ нет команды по волейболу. Теперь из спорта остались только лыжи
Зарплата — водители от 20 тысяч и выше, смотря сколько часов, переработка. А так — 30–35. Да хватает. В Ордынске нет таких зарплат нигде.
Иногда мне снится, что замело что-то, проехать не можем.
Пока вижу себя мастером. Нужно поработать лет 5–6, а потом начальником участка, может быть, инженером. Как пойдет.
Мы стараемся. Для того чтобы дороги были хорошими, нужно время. Я имею в виду, что сезон у нас короткий.
Хочу съездить куда-нибудь, хотя бы в Горный Алтай, пока так и не доехал.
Я в ВДВ служил, десантник. Те, кто в фонтанах купаются, — это не настоящие ВДВ-шники. Настоящие отмечают, наоборот, где-то спортивными мероприятиями, которые проходили в армии всегда. Там никогда никто не пил.
А с флагами катаемся все дружно, ездим на могилы погибших, всех объезжаем. За ВДВ — конечно». (Смеётся.)
Максим, главный инженер дорожного ремонтно-строительного управления, работает 21 год: «Пришел простым дорожником, постепенно бригадир, мастер, прораб, ведущий инженер, главный инженер. Вообще бригадир — тот же дорожник, просто зарплата чуть побольше.
Я в пять утра встаю дома. Открываю глаза, и сразу о работе — да, именно так: что там, что там. Всё ли в порядке. Привычка стала. Надо знать всю информацию. В полшестого звонок в диспетчерскую — как ситуация. Много школьных автобусных маршрутов, которые проходят рано, ситуация должна быть на дороге идеальная.
Люди, которые попали в трудную ситуацию на дороге, если честно, не знают, как реагировать. Удивляются тому, что помогают. Часто не понимают, спрашивают: "Как поедем, куда поедем, зачем?". Есть какое-то состояние аффекта. И когда мы говорим: "Пойдемте чаю попьем", — они: "Да мы так посидим".
Я довольно открытый. Когда меня здесь представили, я сразу всем обозначил, что не какой-то мажор, вышел из института, а знаю все от сохи. Или общаемся нормально, или не общаемся. Просто сразу эта грань, черта была стерта.
В начале 2000-х у меня была бригада, возраст от 18 до 70 лет. Там тракторист был, дедушка 69 лет. Он возмущался — то не вовремя заправка, то не вовремя обед привезли. И молодежь — другой подход совсем. Все мы люди.
Романтика была. В начале. Наверное, первые года 3–4 было интересно, я по вахте отъездил лет 10, тогда да. А потом это стало образом жизни. Постоянно на дороге, уже без нее не можешь.
Пытался несколько раз сменить вообще сферу — до такой степени в один момент надоело. Свой бизнес открывал — логистика, грузоперевозки. Вроде получалось, но без дороги уже не так, привык. Её любить нужно, конечно.
Мечта у меня очень серьезная. Я провел два года жизни в Севастополе, дороги там делал. Хочется туда вернуться. Там земля обетованная. Она настолько пропитана историей, там чувствуешь себя очень-очень легко. Там один из самых древних христианских городов — княжество Феодора, знаете? Где Русь-то крестили, это же там, в Севастополе, в Херсонесе. Люблю очень историю российскую, еще с молодости.
Технология наша новая — вообще её финны придумали. Я могу что сказать — у дорожников так: кто-то посмотрел, подделал так, кто-то посмотрел, подделал так. Есть такая машина дорожная, называется ремиксер. Это немецкая компания выпустила. Но открываешь наши учебники советские 70-х годов, и там такая машина стоит — наша, русская. Неизвестно, кто, когда вперед придумал.
В Сибири резко континентальный климат. А материалы, которые используются, — это битум, не могут до сих пор подобрать так, чтобы он мог работать и в плюс сорок, и в минус сорок. Разрушения идут оттого, что идет перепад температуры. Если он летом начинает размельчаться, то зимой его начинает рвать. Образуется микротрещинка, туда попадает влага. Вёсны у нас какие — то плюс 10, то через три дня уже минус 20. То есть климат. А люди у нас профессионалы.
В жару не знаешь, куда себя деть. Но человек привыкает ко всему. Максимальное питье — вода, чаем зеленым хорошо спасаешься. В тенёчке, кстати, некогда посидеть, когда асфальт идёт. У него же срок жизни очень короткий до того, как его превратить в полотно. Им нужно очень оперативно работать, иначе его потом уже ничем не исправить, будет брак.
Уборка снега, водоотведение предотвратят застой талых вод на весенних дорогах
Когда знакомые из другой сферы спрашивают, почему дороги такие, я говорю: "Отстаньте, ребята". Так же везде можно спрашивать. Возьмите любую отрасль — к врачам, учителям, транспортникам. У нас стереотип сложился с 90-х годов, когда разруха была. Сейчас это все равно поднимается, дороги совсем стали другие.
Я считаю, что нужно вернуться к советскому процессу обучения. Распределение. Те, кто на бюджете учится, должны отработать года три. Чтобы он мог понять свою профессию. Тогда понравится».
Ссылка на источник: https://news.ngs.ru/articles/65999433/