В Москве состоялась встреча членов Ассоциации «Росасфальт» с руководителем Федерального дорожного агентства Андреем Костюком.

О деятельности ассоциации доложил ее президент Николай Быстров, после чего обсуждались нормативная база и вопросы ценообразования в дорожной отрасли. О текущем финансово-экономическом положении подрядных организаций доложил Совет Директоров ГК «Новосибирскавтодор». Речь шла о необходимости пересмотра системы ценообразования в дорожной отрасли – тема не новая, но по-прежнему актуальная. Беспокойство вызывает динамика финансовых показателей дорожной отрасли. Норма чистой прибыли в последние несколько лет имеет устойчивую тенденцию к снижению. По крупным дорожным компаниям РФ средний показатель рентабельности чистой прибыли за 2017-2018 годы составил 1,3%-1,2%. Причин такой ситуации несколько. В том числе то, что стоимость строительно-монтажных работ на автомобильных дорогах занижена, и существует несоответствие действующей нормативной базы и объемно-весовых характеристик современных дорожных материалов. Так сегодня невозможно прохождение ценовой экспертизы проектов без «назначения стоимости» из числа устаревших материалов, сметная стоимость по которым на 10-20% ниже фактической. Среди предлагаемых путей решения – упрощение порядка утверждения сметных цен на материалы. Кроме того, высокие нагрузки и серьезные требования к прочности и износостойкости дорожных покрытий также диктуют более жесткие требования к качеству составляющих асфальтобетонных смесей. В то же время при отсутствии адекватных нормативов, у подрядчиков возникают дополнительные объемные расходы и потери. И еще одна проблема, связанная с ценообразованием в дорожной отрасли – уровень накладных расходов и сметной прибыли составляет 2-3% от стоимости работ и зависит от фонда оплаты труда рабочих. Таким образом, чем выше уровень автоматизации производства (инвестиции) с минимизацией ручного труда, травматизма и дороже применяемые материалы, тем ниже доходность в отрасли.

Все эти вопросы необходимо решить в ближайшее время, пока организации дорожной отрасли еще способны, решив экономические проблемы, перейти к эффективному развитию. Необходимо сокращать общие затраты в процессе всего жизненного цикла объекта, а не снижать первоначальную стоимость контрактов.