Петр I, став царем, как самодержец, начал управлять огромной страной, территорию которой на 45% занимали леса, они наряду с болотами и топями препятствовали освоению земель и прокладке дорог.
От застав Москвы, занимавшей центральное положение, к крупным поселениям вела первая сеть сухопутных дорог – трактов, с паромными переправами и волоками для речных судов. Транспортным сообщением ведал организованный при Иване III Ямской приказ. Специального дорожного строительства не было. На местах прокладывали лежневые дороги, гати, мосты, а поддержание дорог в пригодном для проезда состоянии возлагалось на близлежащие поселения. Только несколько главных почтовых трактов, содержались под государственным присмотром, – Москва – Великий Новгород, Москва – Архангельск, Москва – Смоленск, Москва – Воронеж, Москва – Полтава. Технический уровень остальных дорог был недопустимо низким: в осеннюю и весеннюю распутицы езда прекращалась. Бездорожье тормозило развитие экономики и культуры России.
Петр I вместо Ямского приказа учредил Ямскую канцелярию, которая начала вести работы по проверке состояния дорог и использования их для дальнего пассажирского сообщения. При Петре I развивались промышленные мануфактуры (металлургические, текстильные, бумажные, стекольные и кирпичные заводы). Это потребовало сооружения дорог между Уралом и центром страны, а также – новых дорог в Сибири. Постепенно, благодаря растущему товарообороту между северными и южными территориями, развитию зарубежной торговли сформировались сеть проезжих дорог.
В 1712 году Петр I принял решение начать строительство столичного тракта от Петербурга до Москвы по прямому направлению. Он отмечал: «Лучше проезжему заплатить от Москвы до Санкт-Петербурга больше, нежели от худой дороги великий труд иметь в пути». Работы по трассировке на участке от Петербурга до реки Волхов выполнили выпускники-геодезисты Навигацкой школы. Строительство тракта началось только в 1722 году. Тракт проходил по болотистой местности и строился очень медленно: движение было открыто по всей длине (778 км) только в 1746 году – через 24 года после начала строительства.
Для управления дорожными работами, была создана Канцелярия перспективной дороги, и разработано Положение «К устроению дорог и мостов от Москвы до Санкт-Петербурга». Где отмечалось: «Производитель работ обязан строить дорогу с крайним радением, ища того, как бы в казне было безубыточно, а в проезде способнее и впредь прочно».
Естественно, для реализации масштабного строительства дорог, требовались отечественные специалисты. Подготовка национальных кадров в области техники, в том числе и строительстве, началась с посылки юношей за границу, но в 1711 году в Москве, а в 1719 году – в Петербурге открылись Инженерные школы. Выпускники этих школ занимались, в том числе сооружением созданием грунтовых дорог с твердым покрытием, мостовых переходов через реки и болота, и инженерных сооружений на водных путях сообщения (каналов, пристаней, подпорных стенок, шлюзов).
В итоге реформ транспорта в эпоху правления Петра I Россия получила широкую сеть грунтовых дорог, в том числе с твердым (каменным) покрытием, прообразов будущих автотрасс. Были сделаны первые шаги по прокладке дорог в Сибири. Заложенная Петром I российская транспортная система дала импульс к бурному развитию путей сообщения в последующие годы, особенно в начале XIX в., в том числе и благодаря подготовке отечественных инженеров путей сообщения. Пусть эти заслуги великого Императора побуждением к лучшим свершениям во благо государства.