Узким местом региональной дорожной сети являются мосты и путепроводы. На автодорожной сети в стране в целом 71 тысяч мостов и путепроводов, на региональных дорогах – 64 тысячи таких объектов. Около 7% мостов находится в аварийном и предаварийном состоянии, что ограничивает проезд автотранспорта*.
10 марта председатель совета директоров АО «Новосибирскавтодор» Дмитрий Пингасов осветил необходимость совершенствования методологии диагностики, нормативно-технической базы проектирования и строительства, применение новых технологий конструкций и материалов и ценообразование при ремонтах и строительстве искусственных сооружений в докладе на пленарном заседании «Цели и задачи программы «Мосты и путепроводы» в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», которое прошло в рамках деловой программы форума «Дорожное строительство в России: мосты и искусственные сооружения».
Основополагающим является вопрос необходимости разработки и совершенствования методологии для качественной диагностики и оценки текущего состояния искусственных сооружений на автомобильных дорогах регионального, межмуниципального и местного значения.
В настоящее время общая протяженность аварийных и предаварийных искусственных сооружений 290 тыс. п. м.** Суть проблемы в невозможности выполнить обследование и диагностику технического состояния абсолютно всех искусственные сооружений к началу программы «Приведение в нормативное состояние и строительства искусственных сооружений на автомобильных дорогах регионального, межмуниципального и местного значения».
Решение проблемы в уменьшении сроков диагностики дефектов искусственных сооружений за счёт разработки новой или совершенствовании существующей методологии оценки технического состояния искусственных сооружений.
Предлагается в первую очередь оценивать состояние экономически и социально значимых объектов в каждом отдельном регионе. Новая или усовершенствования методика должна быть максимально простой и позволяющей выделить основные конструктивные элементы и основные дефекты с наименьшими трудозатратами.
Существующие нормативные документы для строительства и проектирования не учитывают фактической нагрузки или условий использования сооружения, в зависимости от которых можно было бы варьировать нормативные требования к сооружению.
Решением данной проблемы может стать корректировка действующих нормативных документов для проектирования искусственных сооружений на автомобильных дорогах регионального, межмуниципального и местного значения, учитывающая возможность понижения нормативных требований за счет снижения сверхбольших запасов надёжности, уменьшения класса временных нагрузок и ограничения сверхтяжёлых нагрузок (класса НК) по ИССО, уменьшения вероятности превышения паводков и т.д. И разработка новых нормативных документов для проектирования временных искусственных сооружений с пониженным сроком службы.
Искусственные сооружения, находящиеся в предаварийном и аварийном состоянии построены в разные периоды и в соответствии с нормативными документами того времени. Обусловленный разницей в нормативных документах индивидуальный подход к каждому сооружению как в проектировании, так и производстве строительно-монтажных работ, требует больших временных и финансовых затрат.
Необходимо привести к единообразию документацию на сооружения всей сети отдельного региона. Эта мера обеспечит сокращение временных и финансовых за счет унификации производства работ, поставляемых материалов и т.п. Для дальнейшего использования необходимы разработка и применение типовых проектов ИССО.
Несовершенство нормативной базы затрудняет внедрение новых технологий, конструкций и материалов.
Проблема обусловлена отсутствием современных материалов в нормативно-технической документации. Поскольку существующая на сегодняшний день нормативная база на проектирование искусственных сооружений сформирована на основе документов, разработанных в 1970-1980 г. Применение современных материалов технологий возможно в настоящее время только при условии разработки СТУ (специальных технических условий), при этом процедура разработки и согласования СТУ увеличивает общие сроки проектирования и его стоимость (Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.11.2020 г. № 734/пр "Об утверждении Порядка разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства). СТУ разрабатывается на основании задания технического заказчика. Но даже при наличии в Технических заданиях на проектирование требований о включении в проектную документацию новых материалов и конструкций, на этапе экспертизы проектной документации данные технологии исключаются, так как не учтены нормативной документацией.
Например, согласно таблице 7.14 СП 35.1330.2011 «Мосты и трубы» в мостах предусмотрено применение только арматуры по ГОСТ 5781-82 (классы А240 и А400). Что исключает использование арматуры класса А500С, имеющей лучшие показатели (прочность, свариваемость, стоимость) по ГОСТ 34028- 2016 «Прокат арматурный для железобетонных конструкций», по причине несоответствия этих документов.
Упрощённый порядок внесения изменений в нормативную документацию и внедрение новых технологий и материалов на основе опытного применения, разработка отраслевых рекомендаций по применению тех или иных материалов и конструкций при проектировании и строительстве на основе научных разработок, включение проектной документации с применением новых технологий и материалов в перечень экономически эффективной проектной документации для повторного использования*** могут стать решением этой проблемы.
В настоящее время процесс определения сметной стоимости на стадии проектирования осложняется следующими факторами:
- отсутствием стоимостей основных материалов и конструкций в сметно-нормативной базе (ФССЦ), таких, как железобетонные и металлические пролетные строения, антикоррозийные покрытия, деформационные швы и т.д.
- трудоемкостью определения стоимости многих видов работ.
Чтобы быстро и реалистично определять стоимость работ по проведению ремонтов и капитальных ремонтов мостов и путепроводов необходимо:
- Дополнить базу материалов основными материалами и конструкциями.
- Своевременно актуализировать базу стоимостей строительных материалов (ФГИС ЦС (федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве), развивать применение ресурсного метода определения стоимости строительно-монтажных работ.
- Составить базу укрупненных единичных расценок по регионам с учетом применения местных строительных материалов и конструкций. Для расчета стоимости ремонта мостов и путепроводов в таком случае достаточно будет дополнить единичные расценки транспортными расходами и индексами по регионам.
Решение всех обозначенных в докладе председателя совета директоров АО «Новосибирскавтодор» Дмитрия Пингасова проблем необходимо для успешной реализации программы «Приведение в нормативное состояние и строительства искусственных сооружений на автомобильных дорогах регионального, межмуниципального и местного значения».
*Стенограмма доклада министра транспорта на заседании Правительства Российской Федерации о приведении в нормативное состояние и строительстве искусственных сооружений на автомобильных дорогах 20 Февраля 2020.
** Из сообщения заместителя руководителя Федерального дорожного агентства Игоря Костюченко на «круглом столе» в Совете Федерации.
*** Закон № 368-ФЗ от 03.07.2016 года предусматривает установление понятия экономически эффективной проектной документации повторного использования, формирование и обновление на основе установленных критериев банка данных наиболее экономически эффективной проектной документации повторного использования.