5 марта в Москве состоялся съезд Союза транспортников России. Главное отчётное мероприятие отрасли проводится раз в пять лет. В этот раз съезд проходил в юбилейный для Союза транспортников год – объединению исполнилось 15 лет.

В работе съезда принял участие Президент России Владимир Путин. Говоря о развитии дорожной отрасли, он отметил, что в ближайшие шесть лет планируется удвоение расходов на автомобильные дороги страны в целях приведения региональных и местных трасс в нормативное состояние.

Председатель совета директоров ОАО «Новосибирскавтодор» Дмитрий Пингасов, выступая на съезде, отметил необходимость обсуждения темы долгосрочности развития транспортной инфраструктуры. В частности, заключение контрактов жизненного цикла длительностью 24-48 лет позволит повысить эффективность реализации проектов развития автомобильных дорог и мероприятий по поддержанию их состояния в соответствии с нормативными требованиями.

Должен измениться и подход к эффективности госинвестиций в автомобильные артерии. Сегодня стоимость объекта оценивается, исходя из затрат на строительство, в то время как основным критерием должна являться стоимость эксплуатации дороги на протяжении всего жизненного цикла, что позволит в течение 25-50 лет сократить расходы на содержание до 20%.

В свою очередь, заключение долгосрочных контрактов по ремонту автомобильных дорог сроком от 3 до 5 лет, а также объединение небольших участков дорог в один контракт, позволит решить целый ряд проблем – выровнять сезонную цикличность налоговых поступлений дорожников, обеспечить до 10% экономии государственных средств, сократить количество и сроки проведения закупочных процедур.

Обсуждали на съезде и вопросы госзакупок. Сегодня главным критерием по отбору победителя является цена – построить дорогу, значительно  снизив стоимость, возможно только при ухудшении качества работ или недобросовестности в отношении уплаты налогов. Дмитрий Пингасов предложил ввести наиболее жёсткий предквалификационный отбор компаний, участвующих в торгах, по наличию опыта, кадрового и технического потенциала, а в случае снижения цены более чем на 10-15%, необходимо предоставление обоснований – за счёт каких изменений проекта это будет обеспечено.

Еще одна проблема связана с длительной, сложной и дорогой процедурой выкупа земель под строительство дорожных объектов. Необходимо на правовой основе осуществлять резервирование «коридоров» будущих трасс на 30 и более лет в соответствии со схемами территориального планирования. Это упростит и ускорит выполнение подготовительных работ, сократит сроки строительства и стоимость инвестиций.

Обсуждался и вопрос необходимости проведения мероприятий по возмещению расходов подрядных организаций на получение банковских гарантий, банковское и казначейское сопровождение, а также возможности включения этих затрат в расчет сметной стоимости.

Подводя итоги съезда, Владимир Путин отметил: «Нет никаких сомнений в том, что развитие транспортной системы, развитие инфраструктуры – одна из наших главных задач на ближайшие шесть, десять и пятнадцать дет. Это, без всяких сомнений, то, над чем вся страна напряжённо должна будет работать в ближайшей перспективе. Потому что именно от этого будет зависеть общая конкурентоспособность нашей экономики».